Безоценочная школа – хорошо это или плохо? В последнее время все чаще доводиться слышать мнение, что это – благо для ребенка, поскольку он не травмируется сопоставлением с другими детьми, развивается органично, в обстановке абсолютного принятия и гармонии. Да и вообще, что такое оценка? Субъективное мнение педагога? Попытка ранжирования в условиях, когда все дети по определению равны?


На мой взгляд, подобные рассуждения идут от желания установить объяснимую, но не очень полезную модель сверхопеки, предполагающую серьезную степень изоляции от внешней действительности. В которой, хотим мы того или нет, повсеместно практикуются различные системы оценок, как внешних, так и внутренних. Не имея четкого представления о том, что такое оценка, как она формируется, что в ней объективно, а что субъективно, для чего она нужна и как к ней относится, ребенок, безусловно, будет страдать в этом мире. Или – останется в предложенной изоляции, в мире ложных представлений о себе и своем месте.


В некоторых странах уже столкнулись с продуктом безоценочных школ, когда выпускники вступают во взрослую жизнь с мощнейшим дисбалансом своих реальных возможностей с собственными представлениями о них. С напрочь снесенной мотивационной системой. Оценки в школе необходимы. Другое дело, что оценка может как мотивировать, так и отбить желание учиться, может стать фактором роста, а может – причиной деградации. Одна из важнейших задач педагога – оценивать учеников и преподносить эти оценки так, чтобы они служили поводом для личностного роста, дальнейшего развития, а не психологической травмой с далеко идущими последствиями.


А безоценочными по отношению к детям должны быть, прежде всего, родители. Абсолютное принятие – синоним родительской любви, которая не зависит от школьных (и жизненных) баллов. Безоценочная модель лежит в основе настоящей дружбы, когда друзья принимают тебя таким, какой ты есть, со всеми слабостями и причудами. Вот в этой среде близких и родных людей и рождается непробиваемый кокон уверенности в своих силах, основанный на безусловной поддержке. Школа тоже прикладывает к этому руку, но, принимая и доверяя, поддерживая и раскрывая, она готовит к жизни в достаточной жесткой, конкурентной среде. Без оценок тут не обойтись. С последующими обнимашками и печеньками))).