Добрый день! Если кто-то меня не знает: я директор частного детского сада и школы «Перемена». В связи со спецификой моей работы очень многие спрашивают совета, как выбрать школу для ребенка. Речь сейчас НЕ идет о частной школе, это отдельная тема. Государственные школы и гимназии – как не ошибиться в выборе и есть ли он, этот выбор? Отвечаю всем сразу))): «Надо искать не школу, а учителя»


Это не то чтобы заблуждение, но однобокий взгляд. Да, учитель очень важен. Первый учитель – особенно. От него зависит первое впечатление о предстоящей школьной жизни, он разбудит (или не разбудит) тягу к знаниям. И он будет рядом с вашим ребенком каждый день на протяжении четырех лет. …. НО! Это до первой проблемы. Ни один учитель, даже самый чудесный, не пойдет против системы, не сделает ничего поперек завуча или директора, просто потому что он работает в школе и на школу, а не на вас. Поэтому лично я советую выбирать и школу тоже.


«Надо смотреть рейтинг школы» И да, и нет. Нужно четко понимать, чего вы хотите. Если вы хотите знаний, успехов, оценок, то какой ценой вы этого хотите? Все мы мечтаем и о бережном отношении к ребенку, и об уважении к личности, и о развитии спрсобностей, и еще и аттестат чтоб хороший. А теперь просыпаемся и реально смотрим на вещи. При всем моем глубоком уважении к государственной системе образования, учесть все эти параметры одновременно практически невозможно.


Поэтому: Если задача – знания и оценки, то будьте готовы к большой нагрузке, высоким требованиям, отсутствию сюсюканья и, порой, почти круглосуточному обучению (школа+много «домашки»+доп занятия). Если задача – социализация и базовое образование, то будьте готовы либо сами тратить очень много времени на занятия с ребенком, либо платить репетиторам. Если в приоритете хорошие условия, приличное питание, продленка (пребывание до конца дня в школе), то будьте готовы либо к большому разочарованию, либо к тому, что ребенка нужно будет возить в школу в другом районе, или даже на другой конец города…


Итак, допустим, мы определились. Теперь обязательно идем в школу. И внимательно смотрим. Прямо с порога. На крыльце можно увидеть многое. Родителей, которые общаются между собой, школьников от которых пахнет (или не пахнет) сигаретами. Где находятся старшие, а где младшие школьники. Они под присмотром вообще? Под каким? Бабуля на скамеечке? Молодая учительница нос-в-телефоне? Или с ними играют и спрашивают, почему Вова без шапки и где катины варежки?


Потом заходим. С вами кто-нибудь поздоровался? Вообще, посмотрел на вас? Спросил о чем-то? Вахтер спросила «кто вы и к кому?» Или за вами молча вытерли следы или наорали? Понимаете, это же всё критерии. Критерии того, где каждый день будет находится ваш ребенок. А еще показатель того, какой у школы директор. Какой хозяин в доме. И есть ли он вообще. Цветы на окнах, стенгазеты, столовая и туалеты – это ОЧЕНЬ много говорит нам о школе. Да, туалеты в середине дня могут, конечно, не быть идеально чистыми, но отвалившаяся дверца, отсутствие мыла и не работающий сушиар – показатель.


От столовой можно тоже не ждать многого. Но тётя на раздаче еды: она улыбчивая, в чистом халате с убранными волосами? Или в замызганом халате, с начОсом, покрикивающая на детей? Решающее слово должно быть за ребенком.
Осуществив мониторинг и сделав первую вылазку в школу, возьмите с собой ребёнка и доверьтесь ему. Мы, взрослые, имеем огромный багаж знаний и опыта, но обращаем иногда внимание на вещи, которые на самом деле не так важны. Мы обязательно обратим внимание на внешний вид учителя, нас взбесят какие-нибудь «жуткие розочки», или дурацкая кофточка. Или он будет в каком-то не том возрасте. Мы зациклимся на его каких-то несущественных речевых ошибках или еще чем-то…. Так вот, выберете двух-трех учителей, основываясь на своем представлении о прекрасном, но дайте сделать окончательный выбор своему ребенку. Я научилась доверять детям и последнее, решающее собеседование мои будущие педагоги проходят именно с детьми. И они, поверьте, еще ни разу не ошиблись. После выбора: кто кому должен.
Государство должно обеспечить…
Учитель обязан понимать…
Завуч должен отвечать….
Готовьтесь к тому, что никто никому ничего не должен. И ребенка к этому готовьте.
То есть, конечно, базовые обязанности есть у всех героев данного сюжета, но точно никто не должен оправдывать ваши личные ожидания. Однако, уверяю вас, это не повод расстраиваться и опускать руки. Это лишь повод подготовиться.


Родители, будьте готовы ходить в школу. Пусть вас видят. Приходя за ребенком, подойдите к учителю, спросите, как успехи ребенка… скажите, что вчера он пришел домой довольный, потому что… А на прошлой неделе очень расстроенный, потому что… Этим вы покажете, что держите руку на пульсе, что косяки не пропустите, и за эмоциональным состоянием ребенка внимательно следите. Пусть учитель видит, что с вами «номера не пройдут».


Уточню: не доставать и контролировать учителя, а просто БЫТЬ.Таким образом вы решаете еще кое-какие задачи. Во-первых, наладите контакт с педагогом, а во-вторых, ваш ребенок будет чувствовать вашу поддержку. Готовьте ребенка к тому, что учеников много, а учитель один, и чего-то может не заметить. Учите не стесняться сказать «я не расслышал», «я не понял», «повторите, пожалуйста «, «помогите мне». Поверьте, дорогие родители, если мы не берем за аксиому, что ваш учитель монстр, то это всегда очень хорошо работает.


Готовьтесь держать границы. Помогать классу и школе, но не давать садиться себе на голову. Решать вопросы, не продавливая и не боясь отпора. Учитесь сами говорить «нет», «на основании каких документов?» и «мне бы не хотелось», учите этому детей.
И последнее: В самом крайнем случае не бойтесь поменять школу или учителя. Это совсем-совсем не страшно. Мы же с вами, взрослые, знаем, что иногда самые замечательные вещи, о которых мы потом вспоминаем с приятной улыбкой всю жизнь, получаются далеко не с первого, а, иногда, даже не со второго раза.