Директор детского сада и начальной школы «Перемена» Екатерина Владимирова отвечает на вопросы о критериях выбора частной школы.

— Что нужно сделать родителям в первую очередь, чтобы найти «свою» школу?

— Понять, чего вы хотите от школы.


— Хорошо, допустим, родители знают, чего хотят…

— Ох, не уверена, что все родители ТОЧНО знают, что именно необходимо их детям. Но мое правило: не учить людей жить, а помогать им в этом)). Поэтому давайте попробуем пойти от обратного – рассмотрим несколько концепций, которые предлагает частное образование. Основных направлений я вывела для себя четыре – это, скорее, некие виртуальные модели. Возможно, кому-то мои мысли помогут упорядочить сбор информации и упростят выбор.


— То есть у вас есть готовая «система отбора»?

— Скорее, просто обобщенный опыт, точка зрения изнутри. Вот моя условная классификация: есть «дорогостоящие камеры хранения для детей», как я их называю, есть школы типа «дети – цветы жизни», есть учреждения, нацеленные на образование и развитие, есть коррекционные школы. Важно понимать, что в рамках одной реальной школы мы можем увидеть признаки сразу нескольких концепций, но, как правило, что-то одно все же доминирует.


— Не могли бы вы раскрыть эти концепции содержательно?

— Пожалуйста. «Дорогостоящая камера хранения» – это, как правило, красивый коттедж, лужайка с ландшафтным дизайном, красивый ремонт и мебель, возможно – хорошее техническое оснащение. Дети много гуляют, хорошо кушают (точнее, там хорошее меню), за ними присматривают. Занятия проводятся не столько с учетом необходимого для ребенка, сколько с учетом желаемого для родителей: много модных тенденций, мастер-классов, инновационных и передовых методик. Это здорово, с тем лишь нюансом, что не всегда это подается систематизировано, как следствие – результат не очевиден. Очень часто такие школы или детские сады открывают мамы для своих детей и детей своих друзей. Подходят к делу ответственно, но энтузиазм уменьшается по мере взросления детей.


— То есть в других концепциях лужайки без дизайна, и кормят плохо?

— Нет, конечно! Определенный уровень стандартов содержания детей должен быть априори. Вкусно кормить пять раз в день, гулять, обеспечивать безопасность и т.д. – это не обсуждается даже. Вопрос в приоритетах. Вот если за красивой обстановкой и «вау-эффектом», который производит на родителей антураж, ничего больше нет – это просто камера хранения. Да, качественная, но в школу ходят еще и за образованием, за развитием.


— И тут на передний план выходят другие концепции…

— Не все. Есть, например, ориентация на те или иные поведенческие модели. «Дети – цветы жизни» — это, понятное дело, условное обозначение, как и «камера хранения». Если в школе на фасад повесили лозунги типа «Против тоталитарной системы государственного образования», «За внутреннюю свободу ребенка», «К природной чистоте через любовь», «Духовная община – идеальная основа общежития» и т.п., то это как раз оно. Сюда же я бы отнесла религиозные детские сады и школы. Подобные заведения имеют право на жизнь, каждому, как говорится, свое. Замечу лишь, что если люди разделяют ваши взгляды на свободу, религию, устройство Вселенной, это совершенно не значит, что они автоматически имеют необходимые представления о педагогике, образовании и элементарных санитарных нормах. Если имеют и взгляды совпадают – чудесно, это ваша школа.


— Идем дальше. Кто следующий?

— Школы, нацеленные на коррекцию и адаптацию. Это довольно тяжелый пласт для разговора. Очевидно, что если ребенок имеет какие-то особенности в развитии, ему будет сложно в обычном саду и школе. Порой родители готовы отдать любые деньги за то, чтобы создать вокруг своего малыша обстановку безопасности и принятия. А уж если в таком учреждении еще и помогут – логопеды, психологи, массажисты, специалисты по ЛФК и т.д., – то вообще прекрасно. Только родителям нужно быть очень внимательными. Во-первых, задайте вопрос себе – вы точно хотите помощи и готовы сотрудничать, или вам достаточно дружелюбной и понимающей атмосферы? Во-вторых, убедитесь в компетентности учреждения, которое вы выбрали. И не стесняйтесь регулярно убеждаться, будьте в диалоге. — Осталась еще одна концепция.

— Вот мы добрались, собственно, до образования и развития. Это, естественно, присуще каждой школе, со своими нюансами. И опять я вынуждена возвращаться к сакраментальному вопросу: «Чего мы хотим?». Если очень углубленно учим иностранные языки, то не забываем ли про математику и литературу? Если берем Монтессори или вальдорфскую школу, помним, что эти методы специфические, и если в дальнейшем детям идти в обычную школу, к этому нужно специально готовится. Тут важны как раз все эти нюансы. Понимаете, «все дети развиваются в разном темпе, не вмешивайтесь» – это один подход. А увидеть сложности и вовремя и грамотно помочь – совсем другой. «Мы делаем уклон на творческое развитие» – прекрасно, но это осознанный выбор учреждения, подтвержденный опытом, или просто придуманная «фишка»? И так далее. — Но как, извините, разглядеть все эти нюансы еще до подписания договора со школой?

— Для начала посмотрите сам договор. Там должно быть указано «ДЕТСКИЙ САД» или «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», или и то, и другое («УПК – учебно-педагогический комплекс»). Ни «детский центр развития», ни «центр досуга», ни «развивающая студия», ни «клуб» и т.п. вам не подходят. Если будут убеждать, что это «просто формальность», знайте – эта «формальность» означает, что вы имеете дело со школой без официального статуса. Ответственность у таких заведений – как раз на уровне «центра досуга». Вы же подписываете договор со ШКОЛОЙ в лице ДИРЕКТОРА на основании УСТАВА. Честное слово, я верю в талантливых энтузиастов, способных на создание великих вещей. Я их очень люблю. Но никогда талант, технологии, энергия не заменят ОПЫТ. Поэтому я, как человек с опытом, предпочитаю брать на работу талантливых энтузиастов и работать в тандеме и в рамках законодательства РБ, тем самым убивая всех зайцев. Не рискуйте, не доверяйте детей людям, которые, по сути, никак не несут ответственность за то, что делают.


– Хорошо, документы в порядке.

– Затем смотрим, насколько с вами честны и открыты. Авторские методики? Кто автор? Альтернативные методы? Где применяются, помимо вашей школы, и в чем их суть? Поймите, лекарства для фармакологии разрабатываются и тестируются десятилетиями, чтобы не навредить. А тут те же «лекарства» для ваших детей, и еще неизвестно, что может нанести больший вред. Поэтому фразы типа «наша программа – это наша собственная разработка, частная собственность и секрет фирмы» сразу должны насторожить. В любом детском саду и школе (конечно, по предварительной договоренности) вам должны показать классы, учебники и пособия, по которым занимаются дети, познакомить с педагогами и дать возможность поприсутствовать на уроке. Все разговоры про «вы не стерильны, а у нас тут чисто», «вы нарушите процесс», «у нас не принято», и др. – еще один повод задуматься. Важно опираться в своем выборе только на живые и реальные отзывы. Приходите, смотрите, разговаривайте с педагогами и родителями, в школе можно поговорить с учениками тоже. Опираться же исключительно на мнения из интернета весьма легкомысленно. Это говорю вам я, директор школы, у которой в интернете масса положительных отзывов.


— Спасибо, Екатерина Александровна, за честные и прямые ответы.

— Я рассказываю, как есть. Родители должны знать о существующих подводных камнях, ведь речь идет о детях, их будущем – что может быть важнее? Я бы еще хотела напоследок обратить внимание на один важный аспект. Школа, которая знает, что и как делать, имеет опыт и несет ответственность за результат, скорее всего, работает по определенным правилам в рамках четкой структуры. Здесь готовы проявлять гибкость и индивидуальный подход – но до определенных пределов. Если я знаю, как строить дом, у меня есть определенная технология. Я могу покрасить ДЛЯ ВАС стены в горошек, вставить ДЛЯ ВАС дополнительные окна и вмонтировать в стену ароматизатор, но я не буду нарушать технологию СТРОИТЕЛЬСТВА ДОМА, потому что иначе дом может рухнуть, понимаете? А люди, идущие абсолютно на любые уступки, обещающие выполнить все запросы – скорее всего не знают технологии и просто пытаются заполучить клиента любой ценой. Эту разницу надо понимать. Все родители разные, у всех разные запросы, взгляды, видение… Нельзя построить дом из бревна, кирпича, блоков одновременно и сделать его еще и каркасным. Я знаю, какой я строю дом, знаю, как, и не пойду на изменение технологии, даже если мои клиенты-родители убеждены, что именно так и надо поступить.


— А что вы сделаете?

— Постараюсь переубедить родителей.


— Если не получится?

— Что ж, тогда мы пойдем разными дорогами. Поймите, интересы ребенка у меня всегда на первом месте. Я сразу об этом говорю родителям: мои главные клиенты не вы, а ваши дети. Это ни в коем случае не говорит о том, что мне неважны родители и их мнение, нет! Просто я подчеркиваю, что родители и педагоги должны смотреть в одном направлении – в сторону детей. Если есть этот общий вектор – все обязательно получится.